«Дерзкий и несвоевременный»: новосибирскому трамваю исполняется 85 лет

Официальное открытие трамвайного сообщения в Новосибирске на участке «Вокзал – Ипподромская площадь – Центр» протяженностью 4,2 км состоялось 26 ноября 1934 года в 11 часов. К этому наш город шел почти

20 лет.

Трамвай3.jpg

Первый проект в Новониколаевске разработали еще в 1915 году. Он предполагал строительство шести верст трамвайных путей (четыре версты одиночного пути и две – двойного) от новониколаевского вокзала через центр города и базар до вокзала Алтайской железной дороги.

Смета составляла 720 тысяч рублей.

Готовый документ направили на утверждение в Томское губернское управление. Однако губернатор Владимир Дудинский назвал проект «сомнительным и дерзким», составленным «с недостаточной осмотрительностью к интересам города». Такое мнение он высказал в докладной записке в Министерство внутренних дел. Проект свернули.

Потом были революция, Гражданская война, и только в 1934 году трамвайное движение удалось запустить.

Первые вагоны пришли в Новосибирск с Мытищинского завода, они были фанерными. При входе в вагон и выходе пассажиры сами открывали двери. Моторные вагоны были оборудованы двумя контроллерами управления и ходили вперед и назад по однопутной линии с разъездами, где к ним цеплялись прицепные вагоны. Средняя скорость трамвая составляла 6,7 км/час. В первый день в трамвае проехали шесть тысяч человек.

Трамвай2.jpg

Сегодня в музее горэлектротранспорта рядом со старыми фотографиями и документами - модели трамваев и троллейбусов, инструменты. Кассы, куда можно было бросить три копейки, а потом вытянуть столько билетов, сколько позволит совесть. Показывая компостеры, директор музея с 2001 по 2019 годы Людмила Чурсина рассказывает, что когда в транспорт заходили контролеры, в салоне раздавался лихорадочный стук. Люди ждали до последнего и «пробивали билетик», только когда оказывались перед непосредственной угрозой заплатить штраф.

На почетном месте в музее - обыкновенный кирпич. Первые вагоны не отапливались, зимой кирпичи нагревали на костре и клали вагоновожатым под ноги. Этого тепла хватало на одну поездку.

Представлены в музее и современные экспонаты. Это, как говорит Людмила Чурсина, «рельсы будущего». Они сейчас используются на улицах Титова, Петухова, Серебренниковской. Это рельсы с длинными пролетами, стыки между которыми практически не чувствуются, что позволяет увеличивать скорость движения.

Трамвайная сеть в Новосибирске постепенно развивалась. 30 апреля 1941 года открыли трамвайное движение по левому берегу. В 1955 году построили Октябрьский мост. Первым по нему проехал трамвай маршрута № 4. В 1975 году протяженность трамвайных путей выросла до 181,19 км. Ежедневно на линию выходило 470 единиц подвижного состава. Устаревший подвижной состав был полностью заменен на современный, скоростной, комфортный.

Трамвай4.jpg

В 80-х годах начали строить метро, значимость трамвая уменьшилась. Были демонтированы линии со многих крупных центральных магистралей: Красного проспекта, Гоголя, Кошурникова, Октябрьского моста.

Сегодня протяженность трамвайных путей - 147,5 км одиночного пути. В парке 139 трамвайных вагонов, которые обслуживают 11 маршрутов.

В городском управлении пассажирских перевозок обещают, что развитию трамвайного движения в городе будут уделять внимание. В планах и строительство новых трамвайных линий и реконструкция существующих.

«Это обособление, строительство транспортно-пересадочных узлов, - рассказал начальник управления Владимир Кондауров. - Если говорить о ближайшей перспективе, это продолжение строительства ул. Титова, строительство участка трамвайных путей по ул. Широкой, ремонт путей на ул. Волочаевской и ул. Сибиряков-Гвардейцев.

Начиная с 2020 года планируется расширение парка за счет приобретения десяти новых трамваев к Молодежному чемпионату мира. Скорее всего, это будут вагоны, которые позволяют обеспечивать челночное движение. Их планируют использовать на линии, которая свяжет станцию метро «Золотая нива» и новый автовокзал на Гусинобродском шоссе. Кроме того, по словам Владимира Кондаурова, продолжится модернизация вагонов на базе совместного предприятия «БКМ Сибирь» в объеме не менее десяти единиц в год.
  1. Комментарии (0)

  2. Добавить комментарий
Комментариев еще нет.

Добавить комментарий

  1. Опубликовать комментарий от имени гостя. Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте.
Вложения (0 / 3)
Ваше местоположение: